Продукция
О компании
Филиалы
Главная  О компании  null
Новости

24/08/2006

Совместимые и оригинальные.

Cледует сразу оговориться, что подзаголовок статьи не совсем точно отражает ее содержание. Как мы уже отмечали н предыдущих материалах подобного рода, рынок расходных материалов (РМ) для принтеров состоит из трех относительно автономных и, с другой стороны, взаимосвязанных частей: оригинальных, совместимых и восстановленных и перезаправленных картриджей. Автономность проявляется в существенном различии списка поставщиков, а взаимосвязь — в сильном пересечении круга потенциальных потребителей этих классов расходииков. Все составляющие рынка неоригинальных РМ находятся в тесном взаимодействии и оказывают серьезное влияние как друг на друга, так и на рынок оригинальных РМ. В этой статье мы попытаемся проанализировать ситуацию, сложившуюся на российском рынке оригинальных РМ, а также оценить рынок совместимых РМ за прошедший год методом экспертных оценок основных игроков этих рынков. Ну, а сегмент восстановленных РМ пока вообще останется за кадром.

Картина базового рынка

В 2005 г. объем продаж на российском рынке оригинальных РМ в денежном выражении составил около 670 млн долл., а в натуральном — свыше 15,5 млн шт. (учитывались только продажи оригинальных картриджей для лазерных и струйных принтеров, а также для МФУ настольного типа). В целом по объему продаж в натуральном выражении картриджи для струйных принтеров значительно превосходят картриджи для лазерных, а в денежном — наоборот.
Столь существенная разница в структуре денежных и натуральных показателей обусловлена несколькими факторами. Один из главных — большое различие в ресурсах картриджей для разной технологии печати. Ресурс струйного картриджа невелик (всего несколько сотен страниц), что при интенсивной печати ведет к частой его замене. У картриджей для лазерных принтеров, напротив, довольно большой ресурс (может достигать нескольких тысяч страниц), что в значительной степени снижает объем продаж в этой группе РМ. Для денежных показателей прямо противоположная: здесь по объемам продаж картриджи для лазерных принтеров практически в три раза превышают струйные. Это обусловлено более высокой стоимостью РМ для лазерных устройств печати, цена которых в зависимости от объема колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен долларов.
Что касается рынка совместимых РМ, то туг составить картину, отражающую объективную ситуацию, сегодня весьма затруднительно. К сожалению, мы пока не располагаем официальными данными о масштабах российского рынка таких РМ за прошлый год, поэтому будем ориентироваться на оценочные данные основных участников рынка. По различным оценкам, объем продаж совместимых РМ в денежном выражении колеблется в пределах от 10 до 40% от объема рынка оригинальных РМ.
На текущий момент отечественный рынок совместимых расходных материалов представлен довольно большим количеством компаний-продавцов, которые продвигают как отечественные, так и зарубежные торговые марки. Определить влияние на рынок той или иной компании пока довольно сложно. По мнению Андрея Самойленко, директора по развитию компании «Гектор», «…связано в основном с тем, что в последнее время активно увеличивается доля совместимых РМ китайского производства, которые в значительной степени теснят лидеров рынка более низкими ценами». А Сергеи Хазанкин, директор по развитию компании BТT, считает, что «...низкие входные барьеры на рынок совместимой расходки способствуют сильной раздробленности рынка между большим числом игроков, и лидеры могут занимать доли лишь по 7-8%».
Причина значительного расхождения и оценке объемов продаж и трудностей и определении долей ведущих компаний в том, что на российском рынке совместимых Р'M царит информационно-аналитический голод, В итоге разброс оценок даже общего от объема рынка очень велик, а о более точном знании распределения продаж совместимых РM внутри различных товарных групп говорить еще вообще не приходится. А то, что в условиях такой неопределенности ориентиров компании продолжают успешно здесь работать, говорит о ненасыщенности н большом потенциале рынка.

Картриджи для лазерных принтеров

Рынок оригинальных РM для лазерных принтеров представлен десятью основными производителями, которые поставляют картриджи для своих устройств печати. По итогам продаж в 2005 т. было реализовано чуть больше 6 млн шт. картриджей для лазерных принтеров на общую сумму 484 млн долл. Основная десятка вендоров определяет около 98% всех продаж на рынке как в натуральном, так и в денежном выражении. Однако подавляющая часть продаж оригинальных картриджей приходится па четверку вендоров — обладателей наибольшей установленной базы принтеров: Canon, HP, Samsung и Xerox. Co значительным отрывом от своих ближайших конкурентов ведущую позицию на рынке лазерных расходников занимает компания HP, которая на протяжении многих лет является лидером продаж на рынке принтеров и МФУ, что обеспечивает ей большую установленную базу устройств печати и соответственно широкий потенциальный рынок сбыта расходников.
Как и следовало ожидать, наиболее заметны продажи в сегменте картриджей для персональных принтеров и устройств для малых рабочих групп (сюда входят персональные принтеры и МФУ на базе картриджной технологии печати производительностью до 20 стр./мин и обладающие невысокой нагрузкой печати 10—15 тыс. стр.). Сегодня это самый крупный сегмент картриджей для монохромной лазерной печати, его объем продаж превышает 75% всего рынка картриджей для монохромных лазерных принтеров в натуральном выражении. Основная причина, способствующая росту продаж картриджей для устройства печати этого типа, заключается в непрекращающемся в последнее время снижении цен на наиболее массовые модели персональных принтеров (в I квартале 2006 г, стоимость некоторых из них опустилась до 130 долл.) Немаловажным стимулятором в последние время стал значительный рост продаж настольных МФУ персонального типа, которые приходят на смену устаревшим монохромным принтерам. Все это говорит о желании многих компаний занять как можно большую долю рынка и сформировать максимально возможную установленную базу устройств печати и соответственно рынок сбыта расходных материалов. Росту продаж в этом сегменте также способствует относительно небольшой ресурс печати картриджа для устройств подобного тина, причем в последнее время производители стали заметно снижать этот показатель в картриджах для своих массовых моделей. Так, практически все устройства могут оснащаться картриджами с ресурсом печати 2—6 тыс. страниц.
В двух других монохромных сегментах картриджей (для устройств средних и больших рабочих групп) объем продаж невелик. Объяснения этому простые: значительно меньшая по сравнению с персональными принтерами установленная база, а также большие объемы применяемых в таких устройствах картриджей: их ресурс может превышать десятки тысяч страниц.
Ситуация на рынке совместимых РМ для монохромных лазерных принтеров не очень перспективна для производителей подобной продукции. По мнению Юлии Кравченко, руководителя отдела маркетинга компании Profiline, "...сегодня основная масса неоригинальных расходных материалов для лазерных принтеров - это перенаправленные и восстановленные в промышленных условиях картриджи, доля которых из года в год растет за счет возрастающего интереса к подобной продукции корпоративных пользователей». Не стоит, естественно, сбрасывать со счетов тот факт, что на российском рынке уже появляются компании, которые занимаются промышленным производством совместимых картриджей для лазерных принтеров, хотя доля такой продукций пока крайне мала. По оценкам игроков рынка, доля совместимых картриджей для монохромных лазерных принтеров варьируется в интервале 3-10% от объемов продаж соответствующей оригинальной расходки.
В последние несколько лег устойчивой точкой роста российского принтерного рынка стали цветные лазерные устройства, и хотя в структуре товарного предложения цветных устройств появились бюджетные решения как для домашней, так и для офисной цветной лазерной печати, их продажи пока еще невелики. В связи с тем, что цветные принтеры идут на замену монохромным не так активно, как бы этого хотелось производителям, объемы продаж картриджей для них пока еще также значительно уступают продажам картриджей для монохромных устройств всего за 2005 г было продано 340 тыс. шт. на общую сумму 45 млн долл. Но при этом на протяжении всего года мы наблюдали постепенное увеличение рынка расходников для цветных принтеров. Так, по сравнению с первым полугодием объем продаж во второй половине 2005 г. вырос почти в 1,5 раза. Что касается совместимых картриджей для цветных лазерных принтеров, то, по мнению Сергея Хазанкина, «...сегодня предложение в этом сегменте отсутствует». Вероятно, в первую очередь это связано с отсутствием спроса на подобную продукцию. И, скорее всего причина кроется в опасении пользователей вывести дорогое цветное устройство из строя при работе с совместимой либо перезаправленной расходкой.
Аналогичную картину мы наблюдаем н в группе перезаправленной и восстановленной продукции. Например, Юлия Кравченко уверенна, что «..основная на сегодня причина, сдерживаю рост рынка восстановленных и перезаправленных цветных картриджей, дефицит производства цветных тонеров»

Картриджи для струйных принтеров

Расходные материалы для струйных принтеров мы также делим на две группы: монохромные и цветные, правда, во второй группе можно дополнительно выделить совмещенные (две или три чернильницы и печатающая головка водном модуле) и раздельные (отдельная чернильница для каждого цвета) картриджи. По итогам 2005 г. объем продаж РМ для струйных принтеров составил около 9.5 млн шт., что в денежном выражении соответствует 182 млн долл. группу монохромных картриджей, их доля несколько превышает половину всех продаж в натуральном выражении. Можно также отметить постоянный рост доли рынка раздельных картриджей, чему способствует увеличение рынка струйных фотопринтеров, использующих многоцветные системы печати. В результате по сравнению с первым полугодием объем продаж раздельных картриджей вырос почти на 4%. По мнению Андрея Свитайло, продукт-менеджера по расходным материалам компании Epson, «пользователи фотопринтеров (особенно в классе higb-encl) сегодня отдают предпочтение оригинальным расходным материалам, так как хотят получить, максимально высокое качество печати фотографий». Фактором, также способствующим росту рынка струйной расходки, стало широкое появление в продаже наборов для экономичной печати, состоящих из нескольких картриджей. Такое решение, по словам Aндрея Свитайло, -«...позволяет значительно сократить расходы на печать и экономить до 40% от стоимости картриджей, купленных но отдельности».
По сравнению с сегментом РМ для лазерных принтеров, где доля совместимой продукции невелика, ситуация в сегменте РМ для струйных принтеров в корне отличается. Если в первом случае, по оценкам игроков рынка, объем продаж совместимой продукции не превышает нескольких процентов, то во втором эта доля составляет порядка 20 - 40%. от объема продаж оригинальных РМ. Основным фактором, способствующим росту рынка совместимой расходки для струйных принтеров, стала относительная невысокая стоимость производства совместимых картриджей для принтеров компаний Epson и Canon, основная масса совместимых РМ представлена для принтеров именно эти производителей. Практически вес игроки рынка единодушны во мнении, что данный сегмент рынка имеет высокий потенциал к дальнейшему развитию. И один из объективных стимулов, как считает Андрей Ященко, директор по развитию компании Salute, «...связан с переводом компании HP некоторых моделей принтеров и МФУ на технологию раздельных чернильниц, что в свою очередь будет способствовать появлению совместимых РМ для этих моделей принтеров».Что касается совместимых РМ для основных линеек продукции HP и Lexmark, то ситуация тут значительно хуже. Дело и том, что картриджи этих производителей состоят их двух составных частей -чернильницы и печатающей головки, объединенных в один корпус, что значительно снижает возможности копирования таких картриджей другими производителями. Трудность освоения технологии производства печатающих головок сторонними производителями способствовала тому, что в основном неоригинальные РМ для принтеров этих марок встречаются в виде перезаправленных картриджей. Возможно, в недалеком будущем мы поговорим и об этом сегменте.
Версия для печати   
Журнал «Бестселлеры IT - рынка» №2 2006





СИНЭУС Москва
Северное Чертаново, д. 7 г
тел.: (495) 921-3393
факс: (495) 319-0309
e-mail: sineus@sineus.ru

   
СИНЭУС
О компании
Новости
Статьи
История компании
Текущее состояние
Направления деятельности
Центральный офис
Филиалы
Прайс-лист
На главную страницу Карта сайта Написать письмо