Продукция
О компании
Филиалы
Главная  О компании  null
Новости

28/05/2007

Национальные особенности рынка ФОТОАЛЬБОМОВ

Йонас Бенктандер Управляющий директор компании Innova Editions Ltd. (Великобритания)

ИСТОРИЯ.
Компания Innova начала поставлять фотоальбомы на российский рынок в 1993 году. И, таким образом, прошла все этапы его становления, начиная с введения рыночного саморегулирования и до сегодняшнего зрелого состояния.
В общих чертах российский рынок развивается так же, как молодые рынки других стран. Разумеется, со своими уникальными чертами, обусловленными громадной территорией и подчас трудным для понимания таможенным регулированием. Эти особенности приводят, во-первых, к чрезвычайно долгому периоду между закупкой нового товара дистрибьютором и его появлением на потребительском рынке. Во-вторых, к трудностям снижения затрат на импорт.
Фотография очень демократичный, доступный для любого человека процесс, и в этом смысле Россия и другие пост-советские государства не являются исключением. Начиная со времени «перестройки» и появления в начале 90-х фотографических мини лабораторий рынок фототоваров испытал взрывной рост. (Посетив в 1996 году в Москве экспресс студию Kodak, я вспоминаю очередь из не менее, чем 60 человек, желавших сдать плёнки в печать. В дополнение к тому практически каждый из них покупал фотоальбом. Такой был спрос на новые фотоуслуги и альбомы).
С середины и до конца 90-х появилось много специализированных российских компаний, конкуренция возросла, и особо жёсткой она была в сегменте фотоальбомов. Несмотря на то, что спрос был очень высоким, цены попали под пресс. За счёт этого потребительская база могла расширяться. А это привело к тому, что для того, чтобы отвечать ценовым запросам расширившейся массы потребителей, многие продукты стали производиться по сниженным стандартам качества.
К 2000 году, преодолев последствия кризиса 1998, когда внешняя торговля была затруднена, рынок восстановился, и в продаже появился широкий выбор альбомов, от самых дешёвых до эксклюзивных “high end”. В это же время рынок фоторамок рос темпами, опережающими темпы роста альбомного сегмента. Многие российские компании окрепли, стали хорошо организованными, их брэнды завоевали популярность. Рынок альбомов приобрёл черты зрелости.

РЫНОК ФОТОРАМОК И ФОТОАЛЬБОМОВ СЕГОДНЯ.
По нашему мнению сегодня в России сложился зрелый рынок фотоальбомов (за исключением сектора розницы, который таковым пока не назовёшь), на котором присутствуют 4-5 основных дистрибьютора, предлагающих альбомы под собственным брэндом. Что касается рамок, рынок всё ещё растёт быстрыми темпами. Рамки предоставляют значительно большую свободу для дизайна: неограниченный выбор материалов, различные размеры, конфигурация и т.д. Таким образом, потенциал рынка рамок во много раз больше, потенциала рынка альбомов, и к тому же он отстаёт от последнего на несколько лет.
Единственная плохая новость для российского рынка альбомов и рамок, впрочем, как и во всём мире: переход на цифровое фото.
С приходом цифровой эры многие энтузиасты цифрового фото верят, что могут все свои воспоминания хранить на картах памяти, CD, жёстких дисках и отказаться от бумажных носителей. Существует риск, что традиция фотографирования главных событий жизни, таких как свадьба, рождение ребёнка, юбилей и т.п., будет утеряна. Некоторые аналитики полагают, что рынок фотографической бумаги и фотоаксессуаров будет сжиматься. Тем не менее, он всё ещё демонстрирует признаки роста.
По статистике в некоторых скандинавских и западноевропейских странах, несмотря на становление рынка цифрового фото, потребители демонстрируют гораздо большую, чем ранее, приверженность традиционным бумажным фотографиям. Вероятно, этому должно быть несколько объяснений:
1. Напечатанные фотографии можно безбоязненно удалить с карты памяти, освободив место для новых снимков (которые в свою очередь затем также напечатать).
2. Фотографии, сохранённые на CD-диске, подвержены повреждениям.
3. «Ностальгия» - людям нравится держать в руках фотографию, снова и снова возвращаться к ней, показывать другим людям. Компьютер не положишь в барсетку или бумажник!
4. Развивающаяся инфраструктура позволяет людям получать качественные снимки быстро и не дорого.
Большинство владельцев цифровых камер сохраняют только удачные кадры, удаляя остальные до стадии печати. Раньше люди должны были печатать всю 35мм плёнку, лишь часть кадров которой вставлялись потом в рамки и альбомы. Теперь большая, отборная часть напечатанного заключается в рамку или выставляется каким-либо иным образом.
Данные по рынку США с 1997 года показывают, что 97% всех напечатанных фотографий никогда не попали ни в альбомы, ни в рамки. Мы могли ориентироваться лишь на оставшиеся 3%. То есть рынок аналоговых фотографий остался практически не освоеным. Учитывая большее внимание к фоторынку, возникшее с приходом цифровой эры, мы рассчитываем, что доля фотографий, помещаемых в альбомы, рамки, скрэпбуки, должна быть настолько большей, что это с лихвой компенсирует, огромное количество фотографий никогда не сошедших с электронных носителей или удалённых с них. А рынок фотоаксессуаров, включая альбомы и рамки, в конечном итоге только выиграет от цифровой революции.

ВАРИАТИВНОСТЬ РЫНКОВ.
Традиции хранения и экспонирования фотографий широко разнятся в разных странах, у разных народов и зависят от демографических, экономических и других факторов. И что интересно, часто зависят от поведения рыночных игроков.
Хороший пример в этом смысле даёт продвижение в Европе скрэпбукинга. Америка имеет давние традиции скрэпбукинга и поэтому имеет развитый рынок, составляющий значительную долю доходов розничной торговли фототоварами. В Европе же скрэпбукинг должен продвигаться усилиями поставщиков соответствующих товаров, поскольку у нас нет такой традиции, либо она слаба. В Норвегии, например, этот сегмент рынка фототоваров имеет значительный объём. Произошло это благодаря целенаправленной маркетинговой политике ведущих поставщиков альбомов и рамок, которые «обучили» персонал фотомагазинов тому, как продавать альбомы для скрэпбукинга и аксессуары к ним конечному потребителю. Это, конечно, не самая сложная задача, учитывая небольшое население страны. Но это хороший пример того, как поставщики товара управляют рынком. Сегодня скрэпбукинг активно развивается в Европе, при этом он в большей мере поддерживается и подталкивается поставщиками товаров, чем потребительским спросом. Эта тактика продуктивна в Западной Европе, и в Восточной к ней начинает расти интерес.
Вот ещё некоторые примеры уникальных особенностей национальных рынков, которые объясняются маркетинговой политикой поставщиков. Во Франции, Италии и Испании мега-альбомы на кольцах, включающие до 500 фотографий, чрезвычайно популярны. Отчасти потому, что межнациональная цепь супермаркетов целенаправленно продвигала этот тип альбомов в течение многих лет, в конце концов он прочно занял место во многих домах и стал привычным. В Германии и Голландии большая часть продаваемых альбомов – классические альбомы с пергаминовыми листами. Эти страны имеют самую долгую, 450-летнюю, историю производства альбомов и позиции внутренних производителей традиционно сильны. В Италии из всех форматов фотографий самый популярный 13х20см потому что крупные фотолаборатории предлагают именно его. Япония, обладающая гигантской фотоиндустрией ведущих производителей камер и плёнки, формирует собственный внутренний рынок – японцы делают больше снимков на душу населения, чем кто-либо в мире.
Существуют и более общие закономерности. Как правило, в странах с более тёплым климатом предпочитают более насыщенные и определённые цвета и дизайн. Альбомы, обложки которых оформлены фотографиями кошек, собак, лошадей, хорошо продаются в Италии и Испании, но практически не продаются в Великобритании. Ещё одна закономерность – жители тёплых стран больше фотографируют. А в странах, где размер жилья небольшой, люди предпочитают небольшие предметы обихода.
По нашему опыту, на наиболее развитых рынках размер сегмента фоторамок в три раза превышает сегмент фотоальбомов. Но есть исключения, которые связаны с характером активности ведущих дистрибьюторов и розничной торговли в конкретной стране.
Для того чтобы понять соотношение популярности фоторамок и фотоальбомов представьте себе типичный домашний интерьер. На большинстве вертикальных и горизонтальных поверхностей найдётся место для фотографии. Но на нём, как правило, можно разместить только одну фоторамку с фотографией. Фотография вставляется в рамку очень быстро, и вы тут же вознаграждены видимым результатом. Рамка имеет ценность в большей мере как декоративный предмет интерьера, и в меньшей степени как предмет утилитарный. С фотоальбомом всё наоборот, в первую очередь утилитарная функция – сохранение фотографий, во вторую декоративная.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.
Новые тенденции связаны в первую очередь с цифровыми технологиями. Но возможно знаком времени является то, что люди хотят проводить больше времени за аранжировкой своих любимых фотографий. И вопрос качества аранжировки становится важнее вопроса количества фотографий. Количество листов в альбоме становится менее важным, чем эстетические свойства альбома. Потребителю нужны дополнительные функции, такие как кармашки для CD и для фотоиндекса, встроенная рамка, место для подписей к фотографиям, аксессуары скрэпбукинга. В общем, высококачественное обрамление для любимых фотографий. Таким же образом потребитель более тщательно, чем прежде выбирает фоторамки - размер и дизайн рамки должны соответствовать характеру фотографии. Другая развивающаяся тенденция: альбом и рамка – это предмет декора жилья, они должны органично вписываться в общий интерьер. А значит, чтобы не отстать от моды ускоряется разработка новых моделей.
Есть потребители, которые из года в год покупают одинаковые альбомы для составления своей коллекции, и они хотят видеть изящные ряды томов на книжных полках.
Цифровые и демографические изменения приводят к тому, что розничная инфраструктура по продаже альбомов и рамок переходит от традиционных мини-лабораторий к массовой дистрибьюции через точки продаж сувениров, подарков, канцелярских товаров и др.

БУДУЩЕЕ.
По нашему мнению негативные влияния на рынок альбомов и рамок сохранятся в следующем году. Переход от аналогового фото к цифровому не завершён и перестройка розничной инфраструктуры продолжается. В странах, где цифровой рынок успешно развивается, есть позитивные знаки того, что потребители готовы тратить больше денег на высококачественные товары, рождённые цифровыми технологиями.
В долгосрочной перспективе, мы полагаем, объём рынка альбомов и рамок останется большим, а сами они станут «предметами для декора» домашнего интерьера. Будут создаваться новые фотоаксессуары; развиваться скрэпбукинг и использование фотокниг, изготовление собственных альбомов. Ключ к успеху в том, чтобы заставить потребителя захотеть делать больше фотографий, чем прежде и тратить деньги на альбомы и рамки для них. Тогда рынок альбомов и рамок устремится к блестящим высотам, но ближайшие несколько лет в России, это, похоже, будет ухабистая дорога.

Версия для печати   
Журнал "The Lomond Review" №4





СИНЭУС Москва
Северное Чертаново, д. 7 г
тел.: (495) 921-3393
факс: (495) 319-0309
e-mail: sineus@sineus.ru

   
СИНЭУС
О компании
Новости
Статьи
История компании
Текущее состояние
Направления деятельности
Центральный офис
Филиалы
Прайс-лист
На главную страницу Карта сайта Написать письмо